Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (20 Голосов)
Размер текста

Доступность для всех

Музей. – 2012. – № 2. – С. 4-7.

Генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых "Реакомп" С.Н. ВаньшинВ одном из последних номеров нашего журнала в комментарии к статье о немецкой выставке для слепых достаточно неожиданно прозвучали слова генерального директора Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» С.Н. Ваныиина о том, что такой систематической работы музеев с инвалидами, как в Москве, нет больше нигде в мире. Накануне Международного дня инвалидов мы попросили Сергея Николаевича, который знает проблему изнутри, являясь ученым-реабилитологом и инвалидом по зрению, более подробно рассказать о достижениях московских музейщиков и о проблемах, которые только еще предстоит решить.

С.Н. Ваньшин: Уже более 10 лет назад московские музеи по на­шему предложению приступили к разработке комплекса мероприя­тий по обеспечению доступа к коллекциям и основным экспозициям музеев для инвалидов разных категорий и по созданию надлежащих условий их обслуживания. Поэтому изменения в федеральном законодательстве, продиктованные подписанной Россией в 2008-м году «Конвенцией о правах инвалидов», не застали московские музеи врасплох. Пионером и экспериментальной площадкой для этой работы послужил Государственный Дарвиновский музей. С согласия его директора А.И. Клюкиной, началась интенсивная совместная работа с Институтом «Реакомп», которая привела к появлению нового метода социокультурной реа­билитации инвалидов разных категорий музейными средствами. Он описан в брошюре, подготовленной нами с О.П. Ваныпиной – профессиональным музееведом, заведующей одним из отделов ГДМ. В 2005-м году это пособие вышло из печати1 (в 2009 – вышло его 2-е исправленное и дополненное издание), которое получило высокую оценку музейных специалистов. Кроме того, Институтом и музе­ем на основе новых методов были проведены 4 научно-практические конференции и несколько обучающих семинаров по обмену опытом между музейными специалистами Москвы. В качестве экспертов и преподавателей привлекались не только сотрудники Института, специализирующиеся в области реабилитации слепых, но и реабилитологи – инвалиды на колясках, инвалиды по слуху.

Предпринятые усилия дали заметный результат. При поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы в Институте «Реакомп» был разработан с участием специалистов Государственного Дарвиновского музея проект инструкции по со­циокультурной реабилитации инвалидов разных категорий музей­ными средствами (2008 год – 1-я редакция). Департамент культуры города Москвы проявил большое внимание к этой работе, дал ре­комендации и предложения по доработке инструкции. И в декабре 2009 года приказом руководите­ля Департамента С.И. Худякова она введена в действие в качестве «Методических рекомендаций по проведению в музеях социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий» и стала обязательной для всех московских музеев. Таким образом, впервые в мировой практике, как отмечают руководители Департамента культуры, музейная работа с особой категорией посетителей была поставлена на нормативную основу и стала приобретать регулярный систематический характер.

Генеральный секретарь Параолимпийского комитета России, депутат Государственной думы М.Б. Терентьев на лестничном подъемнике Гуманитарного центра-музея "Преодоление", 2010 г. С.Н. Ваньшин в экспозиции Мемориального музея космонавтики Городской автобус, оборудованный для инвалидов-колясочников На встрече с автором выставки "Деревянная Русь" В.И. Бахаревым в Гуманитарном центре-музее "Преодоление" им. Н. Островского, 2010 г.

– Сергей Николаевич, в чем, с вашей точки зрения, главные до­стижения музеев Москвы?

– Главное в том, что музеи, наконец, основательно взялись за преодоление «отношенческих барьеров». Сотрудники учатся правильно взаимодействовать с посетителями-инвалидами, при­нимая во внимание особенности каждого. Подбираются способы и эффективные средства доведения до инвалидов соответствующей информации, особенно о предоставляемых им дополнительных возможностях. Повышенное внимание уделяется подготовке экскурсоводов, которые ориенти­рованы на обслуживание групп посетителей-инвалидов.

– Можете привести примеры ?

– Специальные мероприятия для инвалидов разных категорий во многих музеях разрабатываются достаточно давно, об этом писал и журнал «Музей». Сегодня на этом не останавливаются, понимая важность создания безбарьерной музейной среды, открытой для всех. Как ни ценны отдельные специальные занятия для отдельных групп инвалидов или отдельные специально для них созданные музейные выставки, гораздо более продуктивно «открыть» для них музейную экспозицию, предоставив возможность познавать ее вместе со всеми другими посетителями. Только так, чувствуя их эмоции, общаясь с ними, человек, лишенный слуха, зрения, или не способный свободно передвигаться, может получить истинное удовольствие и глубокое удовлетворение от соприкосновения с историей, искусством, техническими достижениями. Совместное восприятие и совместное творчество имеет огромное значение, причем и для больных и для здоровых!

Примеров много: работа началась в Государственном Дарвиновском музее, но теперь она все шире распространяется. Давно работают с инвалидами в московском центре-музее «Преодоление» им. Н. Островского. Сотрудники Музея археологии Москвы разработали интерактивные занятия для многих категорий инвалидов: для посетителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – «В поисках московских древностей»; тактильные экскурсии для посетителей с проблемами зрения – «Открывая древнюю Москву» и «Здравствуй, музей», экскурсию для посетителей с особенностями развития интеллекта «Подземная кладовая»; экскурсию-демонстрацию для посетителей с гиперкинезами (ДЦП) «Москва сквозь века». Одиночные посетители-инвалиды могут воспользоваться плеером с аудио экскурсией. Успешно проходят занятия для слабовидящих детей и с задержкой психического развития в Музее русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки», включающие в себя ролевую игру, практические задания с элементами иппотерапии. Музей русской гармоники А. Мирека адаптировал свою популярную программу с угощением, показом и игрой на действующих музыкальных инструментах «Музыкальное чаепитие» для посетителей-инвалидов всех категорий. Она может служить примером универсальности интерактивных занятий. На протя­жении пяти лет систематически проводит занятия для инвалидов по зрению Московский государ­ственный музей «Дом Бурганова». Его сотрудники считают, что прикосновение к подлиннику произведения искусства в кон­тексте музейного пространства дарит совершенно иные эмоции, нежели «рассматривание» объемных объектов-муляжей, представленных в методических кабинетах. В Мемориальном музее Космонавтики также созданы тактильные экспонаты. Например, метеориты, спускаемый ап­парат легендарного космического корабля «Восток», ферменные конструкции, которые собирают космонавты в открытом космосе, двигатели ракет-носителей, кабина для подопытной собаки, Для более подробного знакомства с ними слабовидящие и слепые люди могут пользоваться специальными этикетками на прозрачных носителях, напечатанными шрифтом Брайля. В ближайших планах музея – создание экспозиции «Космос на кончиках пальцев». Немаловажно и то, что витрины в экспозиционных залах, посещаемых инвалидами на колясках, при навесном варианте размещаются на высоте, доступной для визуального восприятия с коляски, а при горизонтальном размещении – имеется достаточное пространство для ног при подъезде коляски вплотную.

Хочется отметить одну особенность: изначально многие интерактивные занятия разрабатывались для посетителей-инвалидов, но поскольку методика их проведения ориентирована на вовлечение разных источников получения информации (не только зрение и слух, но и осязание предмета), поэтому она стала пользоваться огромной популярностью у всех остальных посетителей.

Уже есть подобные примеры и в региональных музеях.

– Хочется надеяться, что с вашей помощью московский опыт распространится и по федеральным музеям, и по музеям других регионов России.

– Мы будем последовательно стремиться к этому. В следующем году совместно с творческой лабораторией «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ планируем проведение большой международной конференции о создании безбарьерной среды в музеях.

– Вы говорите о конференции с международным участием. Чем, на ваш взгляд, ценен опыт зарубежных музеев?

– Мы уже участвовали в российско-германском семинаре в Берлине. В немецких музеях хоть и нет такой систематической работы с инвалидами, зато разработаны очень подробные тре­бования к адаптации музейной среды, например, для слепых и слабовидящих. Они касаются как музейного здания, экспозиций и экспонатов, так и более широких вопросов – подъездов к музею, его входной зоны, музейных лестниц, системы навигации в музее.

Так, например, путь от ближайшей остановки до входа в музей должен быть отмечен осязаемыми опознавательными полосами с указанием маршрута, сильно отличающимися от других знаков и заканчивающимися в зоне внимания у главного входа. Входная дверь должна резко выделяться в окружающей обстановке. Вращающаяся дверь не должна быть единственным средством попасть внутрь помещения. При отсутствии внутрен­ней навигационной системы должны функционировать саморегулируемые тактильные и контрастные маршрутные указатели по всему залу и ко всем экспонатам. В экспозиционных залах обязательно наличие звуковой и текстовой информации и т.д.

Эти требования обеспечивают доступность музеев и выставок не только слепым и слабовидящим посетителям, но и многим другим слоям населения разных возрастов, особенно пожилым людям, что является большим вкладом в достижение большей социальной и экономической устойчивости общества.

– Но ведь не стоит забывать и о том, что в музеи ходят в основном зрячие люди. Об этом тоже нужно пом­нить при адаптации музейной среды, она должна быть не только доступной для каждого, но и интересной для всех?

– Все чаще случается, что предназначенные для инвалидов экспонаты в неменьшей степени привлекают внимание и других посетителей. Очень важно, что в музеях стали обсуждать необходимость создания пси­хологически комфортной среды, обстановки доброже­лательности и понимания, способствующей социокультурной реабилитации инвалидов. Это очень важно для всех музейных посетителей!

Беседу вела Е. Медведева

1 Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами : метод. пособ. – М., 2005.

 

 

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 68 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
308358