Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (26 Голосов)
Размер текста

Я вижу солнце!

Музей. – 2012. – № 2. – С. 19-21.

Экскурсия для слабовидящих детей в музее «Дом сказок "Жили-были"»Первая экспозиция для слепых в России была открыта еще до революции – в московском Музее прикладных знаний (Политехнический музей). При музее тогда существовало Учебное отделение, в которое входило три секции: обучения слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. В 1899 году1 эти три секции были объединены в одну группу – подотдел «Воспитание детей», заведование которым было поручено А.А. Адлер. Многие пособия для этого отдела были приобретены за границей.

Например, пособие для лепки, состоящее из набора инструментов и массы для лепки моделей, – в Дрездене, коллекция Эйхлера, состоящая из 17 ящиков образцов животного, растительного и минерального миров – в Штутгардте. Музей проводил целый цикл лекций, экскурсий и занятий, на которых слепые дети могпи познакомиться с предметами окружающего мира, техническим оборудованием, могли обследовать модели и чучела животных, узнать об устройстве вселенной на ощупь. Занятия и экскурсии проводились по предварительной записи. Коллекция, собранная учебным отделом музея находилась в зале № 56 до 1932 года. В настоящий момент она утрачена почти полностью, за исключением двух печатных машинок для письма по Брайлю – «Ласточка» и «Заря».

В 1890 году2 в Петербурге на Аптекарском острове открылся Тифлотехнический музей при училище для слепых. В музее были представлены приспособления для обучения слепых письму, чтению, математике, геометрии, астрономии, ботанике и зоологии. Но, к сожалению, почти все экспонаты, за некоторым исключением, находились под стеклом и были недоступны для осязания. Ни один экспонат музея не сохранился до наших дней, вся коллекция погибла.

Еще одна попытка создания тифлотехнического музея относится к середине 1930-х годов3. В Санкт- Петербургском Доме просвещения слепых им. Шелгунова была открыта постоянно действующая тифлотехническая выставка. Автором выставки был доктор педагогических наук Свердлов B.C. Выставка демонстрировала различные тифлоприспособления: приборы Бюргера, Паблазека, Гебольда и др. Почти вся коллекция погибла в годы Великой Отечественной войны4.

С середины 1920-х годов5 работу со слепыми и слабовидящими посетителями стал проводить государственный Дарвиновский музей. Усилиями первого директора музея Котса А.Ф. была разработана специальная экскурсионная программа для инвалидов по зрению. Экскурсия проходила, как правило, в одном или двух залах для того, чтобы сократить количество переходов по музею, т.к. это тяжело для слабовидящих и слепых экскурсантов. Уже в то время слепым разрешалось тактильно осматривать скульптуру, был подобран ряд экспонатов из научно-вспомогательного фонда, которые не боялись повреждений (кости, шкурки животных и др.). Благодаря этим экскурсиям инвалиды по зрению могли наглядно познакомиться с эволюционной теорией Ч. Дарвина, узнать о том, кем была населена наша планета миллионы лет назад, узнать о фауне далеких стран и континентов. С 1940-х годов6 Котс проводит экскурсии для инвалидов войны. Работа с инвалидами в музее продолжается и сейчас.

Первые музеи для слепых, существовавшие в то время в Европе, выполняли скорее функции реабилитационных центров, нежели музеев: в них существовали специальная библиотека, юридическая консультация и работали они всего час-полтора в неделю. Большинство экспонатов находилось под стеклом и было недоступно для незрячего человека. Исключение составляли лишь чучела животных, иногда макеты зданий, что суще­ственно сужало тематику экскурсионной работы.

Благодаря усилиям отечественных педагогов и ученых в России XIX – начала XX века музейная работа для слепых велась более эффективно.

МЕТОДИКА ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Подготовительный этап

Успех проведения экскурсии во многом зависит от уровня ее подготовки. Педагогу необходимо предварительно побывать в музее, познакомиться с расположением музейных объектов, с их доступностью для восприятия слепыми и слабовидящими с тем, чтобы исключить те участки экспозиции, где есть объекты, мешающие передвижению, ориентировке и соблюдению техники безопасности при проведении экскурсии.

Особое внимание следует обратить на наличие мест отдыха.

Проект для слабовидящих детей в музее «Огни Москвы»Музеи зачастую не имеют специализированного технического оснащения, поэтому музейные сотрудники, проконсультировавшись со специалистами школ для слепых, должны установить необходимые ориентиры и ограждения.

Музейный педагог совместно со школьным учителем должны заранее подготовить раздаточный демонстрационный материал, возможные объекты и экспонаты для непосредственного ознакомления детей, договориться о методике показа, приемах и способах проведения экскурсии в целом.

Для демонстрации музейные специалисты должны подобрать наиболее доступные для детей с нарушениями зрения объекты, в том числе муляжи, макеты, копии, предметы из научно-вспомогательного фонда. Если нет угрозы нарушения сохранности, то можно разрешить детям тактильно осматривать подлинники, для этого заранее необходимо освободить проход к ним, если это большемерные экспонаты, и проверить их фиксацию на месте. Если подлинные экспонаты небольшого размера, то нужно приготовить место, где дети будут с ними знакомиться тактильно.

Следует ограничить многообразие экспонатов, отобрать наиболее значимые. Важно подобрать материалы с учетом возраста экскурсантов, их знаний, умений, навыков, позволяющих компенсировать утраченное или неполноценное зрение.

Музейный педагог должен быть заранее оповещен о том, видят ли экскурсанты контуры предметов, имеют ли способность светоощущения, либо они полностью лишены зрения. От этого во многом будет зависеть и подбор экспонатов, и маршрут экскурсии. Например, для слабовидящих на время проведения экскурсии могут быть установлены дополнительные мобильные источники света.

Проведение экскурсии

При проведении экскурсии необходимо апеллировать к здоровым силам организма, к сохраненным возможностям ребенка, задействовать и максимально использовать все виды его чувствительности – слух, осязание, обоняние, зрение. Это поможет сформировать у детей более полное и глубокое представление об объекте.

Встретив детей, музейный педагог должен представиться – назвать свое имя и должность, рассказать о плане предстоящей работы. Разговаривая, обращаться нужно непосредственно к детям, глядя им в лицо, а не на сопровождающего их педагога. Важно помнить, что слепой и слабовидящий ребенок испытывает затруднения при перемещении и ориентации в пространстве, особенно в незнакомом месте. Сопровождая слепого, старайтесь двигаться плавно, не делая резких движений. О препятствиях (ступени, подъемы и проч.) необходимо предупредить заранее.

Переходя из зала в зал, очень важно давать наиболее полное описание убранства и экспонатов, причем описывать необходимо не только расположение, размер, фактуру (если нет возможности предоставить предмет для тактильного осмотра), но и цвет. Уместным и логичным является использование глагола «посмотрите», вместо «потрогайте» или «пощупайте».

Предоставляя экспонаты для тактильного осмотра, важно помнить, что обследование предмета  с помощью ослабленного зрения и осязания уступает по скорости и точности обследованию с помощью нормального зрения, кроме того при слепоте или нарушении зрения дети затрудняются различать форму и цвет объектов, их удаленность, взаиморасположение, поэтому детям необходимо предоставить больше времени. Тактильный осмотр необходимо чередовать с умелым рассказом экскурсовода, который будет способствовать созданию более полного и адекватного образа и позволит избежать ошибок и неточностей в его восприятии. Кроме того, следует, по возможности, подбирать несколько одинаковых экспонатов, тогда будет выдержан темп экскурсии, все участники группы обследуют экспонат, они не устанут и будут внимательны.

Безусловно, приветствуется наличие в музее специализированного оборудования, предназначенного для адаптации музейного пространства для слепого и слабовидящего человека (специальной подсветки, цветовой сигнализации, этикеток с надписями по Брайлю или раздаточных карточек с рельефным изображением).

Проект для слабовидящих детей в музее «Огни Москвы»Рассказ экскурсовода должен быть живым, непринужденным, необходимо настроить детей на работу, не отступая от принципа научности, постараться заинтересовать ребят предстоящими «открытиями», находками и наблюдениями, создать ситуацию, подталкивающую к самостоятельному размышлению и творчеству.

Подводя итог экскурсии, необходимо сделать обобщающие выводы по теме, задать вопросы, для того, чтобы убедиться, что детьми все было воспринято и со­хранено в памяти правильно. Также необходимо пред­ложить детям задать вопросы, разъяснить, если что-то было непонятно.

Важно помнить также, что специальная экскурсия должна быть рассчитана по времени, в зависимости от возраста и особенностей конкретных экскурсантов, но в общей сложности не должна превышать двух часов.

Численность группы не должна превышать 5-10 человек, в зависимости от того, тотально ли это слепые или слабовидящие.

В школах для слепых и слабовидящих детей на проведение экскурсий отводится больше учебного времени по сравнению с массовой школой, поэтому есть возмож­ность создавать циклы экскурсий и занятий.

___________________________________________________________________________________________

1 Сизова А.И. Анна Александровна Адлер. М., 1996. С. 65.

2 Из личного архива Ирха В.А.

3 Там же.

4 После войны Дом Просвещения был переименован в Дом культуры им. Шелгунова и переехал в новое помещение. Здесь в 1970-е годы В.Е. Кпюшников создал специализированный музей, где хранятся уникальные тифлоприборы, рельефные карты, корзины, которые были изготовлены учениками первых училищ для слепых и слабовидящих.

5http://www.darwin.museum.ru.

6 Там же.

Любовъ Мамаевская.
Музей «Огни Москвы»

Подробнее о музее «Огни Москвы» здесь.

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 70 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
308360