Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (18 Голосов)
Размер текста

На пути к доступному музею

(обзор периодических изданий и методической литературы)

В настоящее время в России ведется активная работа, направленная на повышение качества жизни инвалидов, обеспечение их реабилитации, занятости, формирование доступной среды. Не менее прочих организаций созданием комфортных условий для людей с ограниченными возможностями здоровья озабочены и музеи. Музейные помещения и прилегающие территории должны стать и уже становятся частью безбарьерной среды.

Накопленный и усовершенствованный опыт социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами в России и за рубежом, особенности организации мероприятий для людей с нарушениями зрения по восприятию памятников культуры находят свое отражение в разных изданиях.

Самая актуальная информация размещается на страницах периодических изданий. Статьи, посвященные развитию социального туризма, публикуют следующие журналы:

– журнал «Музей» – научно-практический журнал посвящен состоянию, перспективам развития, теории и практике музейного дела. Журнал охватывает очень важные темы для развития музеев сегодня;

– журнал «Вестник детско-юношеского туризма» – в нем представлен интересный опыт, инновационные методики, аналитические и информационные материалы о работе специалистов образовательных и туристических организаций, проводимых мероприятиях, интересных маршрутах, событиях, соревнованиях, походах;

– журнал «Страна и мы вместе» – это журнал для инвалидов и тех, кто рядом с ними. Здесь встречаются очень интересные публикации о развитии социального туризма для инвалидов по зрению. Например, интересен цикл статей «Прогулка по «незримому Питеру», в одной из них рассказывается об обучении незрячих людей свободному пространственному ориентированию по улицам города, при посещении театров и музеев. (Страна и мы вместе. 2011. № 3. С. 51). Очень познавательная статья «Мир вокруг доступен всем», откуда можно узнать о новом проекте «Социальный туризм для инвалидов по зрению» как новом направлении в комплексной реабилитации и приобщение инвалидов по зрению к культурному, национальному и историческому наследию страны (Страна и мы вместе. 2012. № 1. С. 45). В рубрике «Доступная среда» (Страна и мы вместе. 2013. № 2. С. 44), в статье «Инватуризм становится реальностью» обсуждаются проблемы безбарьерного туризма в Москве (могут ли люди с ограниченными возможностями посмотреть Москву, доберутся ли до интересующего их музея, найдут ли кафе, туалет).

Музей. 2012. N 2 Вестник детско-юношеского туризма. 2013. N 2 Страна и мы вместе. 2012. N 1 Майданов А.С. Восприятие незрячими красоты

Чтобы правильно организовать доступ незрячих к музейной экспозиции, необходимо владеть способами и методами приобщения незрячих к произведениям искусств и к красоте природы. Вопросы эстетического развития незрячих рассматриваются в книге Анатолия Майданова Восприятие незрячими красоты (Майданов А.С. Восприятие незрячими красоты М. : Канон, 2010. 616 с.). Она посвящена решению одной из главных задач духовного развития личности незрячих – развитию способности воспринимать, понимать и создавать прекрасное. В ней исследуется эстетический потенциал сенсорного аппарата незрячих, излагается методология ознакомления их с произведениями архитектуры, скульптуры, художественной керамики, разрабатывается концепция музея искусства для незрячих. Исследование опирается на опыт работы такого музея в Российской государственной библиотеке для слепых, создателем которого является автор книги, руководитель проекта социокультурной реабилитации незрячих. В книге показано, каким образом функционирует сенсорный аппарат, а также мышление, воображение и другие интеллектуальные способности в процессе познания и духовного освоения действительности, восприятия окружающей человека красоты. В книге также представлена концепция садового искусства для незрячих, с помощью которого они смогут постигать прекрасное в природе.

Основными методическими пособиями, регулирующими процесс адаптации внутренних пространств и экспозиций для посещения их лицами с нарушением зрения (взрослых и детей), являются две книги «Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами» и «Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых».

В первом из пособий (Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во ГДМ, 2009. 76 с.) обобщена практика приема посетителей с ограничениями здоровья в отечественных и зарубежных музеях с использованием современных методов реабилитологии. На основе опыта Государственного Дарвиновского музея даются конкретные рекомендации по приему в музеях инвалидов разных категорий. Впервые приводятся примеры и предложения по оформлению передвижных и временных выставок, рассчитанных на восприятие людей с учетом ограничения возможностей их здоровья.

Со времени выхода первого издания в 2005 году появилось много интересного и полезного в деятельности музеев за рубежом и в нашей стране, что нашло свое отражение в данной работе.

Второе пособие (Ваньшин С.Н., Ваньшина О.П. Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых. М. : ИПТК «Логосвос», 2011. 62 с.) по настоящее время остается наиболее полным пособием, освещающим проблемы тифлокомментирования с разных сторон.

Пособие написано на основе «Концепции тифлокомментирования», разработанной С.Н. Ваньшиным – инвалидом по зрению, генеральным директором ИПРПП ВОС «Реакомп», коллекционером кино, кандидатом педагогических наук, заслуженным работником ВОС, лауреатом премии Н. Островского, и О.П. Ваньшиной – заведующей справочно-библиографическим отделом Государственного Дарвиновского музея, заслуженным работником ВОС, награжденной нагрудным знаком «За достижения в культуре».

В пособии приводится обзор истории и современного положения аудиодескрипции в России и в мире, рассматриваются приемы, технические средства и программное обеспечение тифлокомментирования и другие вопросы. В приложении даны Программа и учебно-тематический план курса обучения тифлокомментаторов.

Тема доступной среды для туристов-инвалидов – пока новая и в России мало освоенная. Люди с ограниченными возможностями все чаще совершают туристические поездки – это мировая тенденция. Что бы ее поддержать, индустрия гостеприимства должна совершенствовать инфраструктуру размещения и экскурсионного обслуживания.

Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы выпустил практическое пособие (Бавельский А.Д. Безбарьерный туризм в Москве. 2-е изд., перераб и испр. М. : Логос, 2013. 144 с.), которое во многом дало импульс для развития этого сегмента рынка. Многие объекты туристического показа в Москве – музеи, выставочные и концертные залы, спортивные сооружения – уже полностью готовы к приему лиц с ограниченными возможностями. Безбарьерная среда, в частности, создана проектами «Ретро-поезд» и флотилией «Рэдиссон Ройал». Более 60 московских гостиниц предлагают специальные номера для инвалидов.

Москва уже добилась результатов в данном направлении, но еще многое предстоит сделать, скоординировав действия бизнеса, власти и общественных организаций в деле развития безбарьерной среды в столице – в ее гостиницах, аэропортах, вокзалах, музеях, театрах, ресторанах.

В пособии рассматриваются проблемы развития доступного (безбарьерного) туризма для инвалидов и маломобильных групп населения в Москве, принципы и методы формирования доступной среды для туристов с ограниченными возможностями, даются практические рекомендации и многочисленные примеры из зарубежного опыта, ссылки на нормативные документы в области безбарьерного туризма.

Ваньшин С.Н. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами Ваньшин С.Н. Тифлокомментирование Бавельский А.Д. Безбарьерный туризм в Москве

Музейно-выставочной деятельностью Тульская областная специальная библиотека для слепых занимается с 2005 года. За это время накоплен опыт организации музейных экспозиций, доступных для восприятия инвалидами по зрению, разработаны специальные экскурсионные маршруты, созданы и разрабатываются новые аудиоэкскурсии с тифлокомментариями, выпускаются многоформатные пособия с тифлокомментариями по экспозиции музеев, методические пособия и материалы конференций и семинаров по этому виду деятельности.

Так библиотекой были издан сборник материалов международной научно-практической конференции «Библиотека и музеи: грани сотрудничества в развитии социального туризма в регионе», проходившей 7-8 ноября 2013 г. в Туле (Сохраняя традиции, ищем новое. Вып. 6. Тула, 2014. 161 с.). Данное издание предлагает познакомиться с накопленным и усовершенствованным опытом социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами в России и за рубежом, особенностями организации мероприятий для людей с нарушениями зрения по восприятию памятников культуры.

Подробнее о конференции здесь.

Существует еще одно направление в музейной деятельности – музейная педагогика как средство адаптации детей с нарушением зрения. Мини-музеи в ДОУ стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды. В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОУ можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики. В детских садах всех регионов создаются самые разнообразные мини-музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьей. Педагоги дошкольных учреждений самостоятельно или совместно с музейными работниками разрабатывают музейно-образовательные программы, циклы занятий.

Несмотря на активную работу в области музейной педагогики, педагоги сталкиваются с немалыми проблемами. Поэтому в сложившейся ситуации весьма важен обмен уже имеющимся опытом коллег.

Тульская областная специальная библиотека для слепых готовит материалы, которые помогают ДОУ в обучении и воспитании детей средствами музейной педагогики. Так издание «Методические рекомендации создания и использования мини-музеев в образовательных учреждениях» (Методические рекомендации создания и использования мини-музеев в образовательных учреждениях. Тула, 2013. 160 с.) посвящено теме создания и использования мини-музеев в МДОУ. В нем рассматриваются вопросы создания и регламентации работы мини-музеев, учет, систематизация и сохранение экспонатов, особенности разных видов мини музеев. Во второй части издания представлены нормативные документы федерального и регионального уровней, регламентирующие музейную деятельность образовательных учреждений.

17 апреля 2013 года в г. Богородицке прошел проблемно-ориентированный круглый стол «Опыт совместной экскурсионной работы дошкольных образовательных учреждений и музеев». На семинаре специалисты делились опытом создания и использования мини-музеев и опытом работы учреждений культуры и образования Тульской области в области социокультурной реабилитации детей с нарушениями зрения. По итогам этого семинара был выпущен сборник материалов семинара (Сохраняя традиции, ищем новое. Вып. 5. Тула, 2013. 48 с.).

Подробнее о круглом столе здесь.

Проблеме создания мини-музеев посвящена книга Натальи Рыжовой с соавторами «Мини-музей в детском саду» (Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008. 56 с.). В ней даются рекомендации по организации мини-музеев в ДОУ и созданию системы работы с детьми и родителями, приводится описание разнообразных по тематике мини-музеев, созданных воспитателями и педагогами дополнительного образования.

Сохраняя традиции, ищем новое. Вып. 6 Методические рекомендации создания и использования мини-музеев в образовательных учреждениях Сохраняя традиции, ищем новое. Вып. 5 Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду

Все издания есть в фонде Тульской областной специальной библиотеки для слепых.

Добавить комментарий

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

     


Защитный код
Обновить

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
287376