Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)
Размер текста

Инструмент объективной самооценки музея

Музей.- 2017.- № 10. - С. 45-47.

 Анна Терентьева,

 Государственный Эрмитаж

  

 

Для многих музеев, расположенных в зданиях — памятниках архитектуры, на сегодняшний день принципы «универсального дизайна» не могут быть соблюдены в полном объеме. По мнению автора статьи, в этой ситуации даже достижение уровня частичной доступности уже является хорошим результатом.

 

 Процесс сбора и подготовки информации для заполнения паспорта доступности позволя­ет музею по-новому присмотреться к себе, заметить те вещи, которые в повседневной работе внимания на себя не обращают. В результате этой работы появляется исчерпывающая, определенным образом структурированная информация, позволяющая сформировать цельное, комплексное представление о текущем состоянии дел.

 Подготовка паспорта доступности — задача достаточно трудоемкая, но интересная. Справляться с ней крайне желательно своими силами, основным действующим звеном которых становятся прошедшие специальное дополнительное обучение сотрудники музея. Получение дополнительного профессионального образования в этой области сегодня сложности не представляет. В Эрмитаже в состав рабочей группы, занимающейся подготовкой паспорта доступности, в связи со значительным объемом и сложностью работ, включены представители нескольких служб и отделов, причем не только прошедшие специальную подготовку. Они осуществляют предварительный сбор информации, первичное обследование зданий музея, по завершении которого будет вынесено заключение с привлечением представителей общественных организаций инвалидов.

 Уже в самом начале работы стало понятно, что принципы «универсального дизайна», подразумевающие полную доступность здания для всех категорий посетителей, в зданиях — памятниках архитектуры не могут быть соблюдены в полном объеме. В этой ситуации достижение уровня частичной доступности уже является хорошим результатом.

 Наиболее сложно реализуемое направление — доступность для посетителей, пользующихся креслами-колясками. В этом 

отношении самым сложным из зданий Эрмитажа стал Дворец Меншикова одно из первых зданий Санкт-Петербурга. Значительно лучше ситуация в зданиях Главного музейного комплекса, в открывшемся после реконструкции Главном штабе, Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня», оснащенных пандусами, подъемными устройствами на лестницах, лифтами. Использование имеющихся вспомогательных устройств требует дополнительного времени и в конечном счете может показаться посетителю не вполне удобным, но их наличие обеспечивает главное — возможность прохода на основную экспозицию.

 Любопытно, что в сравнении с современными зданиями, по некоторым параметрам маршруты для посетителей в исторических зданиях Эрмитажа оказались удобнее.

 Отсутствие порогов в дверях залов значительно облегчает проход и позволяет не отвле­каться на преодоление препятствия. В то же время на посетительском маршруте от­крытого хранения в РХЦ «Старая Деревня» высота порогов в дверях каждого хранилища 3-3,5 см. В этой ситуации требуется помощь сопровождающего, при необходимости используются переносные накладные пандусы.

 Интересная ситуация сложилась при определении уровня доступности услуги (принятая универсальная формулировка, не вполне созвучная музейной деятельности). Оказалось, что в большом количестве проходящие в музее специальные занятия, экскурсии, праздничные мероприятия, программы, адресованные посетителям с различными ограничениями здоровья, не отвечают желаемому уровню доступности, так как носят событийный или локальный характер.

 

Для наглядности можно привести пример с эрмитажной программой для слепых и слабовидящих детей «Прошлое на кончиках пальцев», реализуемой в музее с 2006 года. Регулярно в рамках учебного года проводится свыше ста занятий для учащихся специализированных петербургских школ-интернатов. При этом основной площадкой для проведения занятий является специально оборудованный класс в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня». Согласно действующим критериям оценки наличие данной программы существенной роли при определении уровня доступности не играет. Основным при определении уровня доступности музея для незрячих посетителей становится действующее на сегодняшний день правило — наличие 4 доступных незрячим экспонатов (эквивалентов) в каждом тематическом разделе основной экспозиции музея. Выполнение данного требования в пространстве сложившейся экспозиции — дело не простое, не имеющее универсальных приемов, но, безусловно, нужное. Наработанный Эрмитажем практический опыт работы с незрячими создает хорошую базу для дальнейшей работы на постоянной экспозиции.

 Оценить численность целевой аудитории (инвалидов по зрению) в масштабах города можно, ориентируясь на количество читателей Санкт-Петербургской библиотеки для слепых. На сегодняшний день их насчитывается без малого 14 ООО человек, из них около 9000 незрячие. В основном это взрослые люди, проживающие в Петербурге и имеющие возможность приходить в музей не один раз. В идеале, к которому необходимо стремиться, у незрячих посетителей должна быть возможность пройти по музею своим, созвучным настроению маршрутом.

 Занимаясь, казалось бы, таким «бумажным» вопросом — составлением паспорта доступности, музей становится сопричастным жизни людей с инвалидностью. Ведь за детально проработанными критериями доступности, сформулированными для каждой категории инвалидов, стоит личный опыт многих из них.

 

 

 

Добавить комментарий

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

     


Защитный код
Обновить

Год добровольца в России

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
467665