Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (8 Голосов)
Размер текста

Яркие краски темноты

Два необычных музея двух российских столиц

АиФ. Здоровье. - 2014. - № 36. - 4-10 сентября. - С. 22.

Директор Центрального музея ВОС А.С. Огаркова с пишущими машинками для письма рельефно-точечным шрифтом

«Я ослепла, чтобы прозреть» – этот девиз, сформулированный незрячей петербургской художницей Татьяной Семеновой, отражает жизненную философию многих инвалидов по зрению.

О судьбах и достижениях наших соотечественников, ежедневно ведущих борьбу с вечной темнотой, рассказывают два музея – Центральный музей Всероссийского общества слепых (ВОС) в Москве и Народный музей Санкт-Петербургской региональной организации ВОС.

 

Навести мосты

Одна из важнейших задач музея – «навести мосты» между россиянами с инвалидностью и здоровыми людьми. «Наша экспозиция посвящена инвалидам по зрению. Но ее посещение дает повод задуматься о судьбах всех людей с ограниченными возможностями здоровья, о создании доступной и комфортной среды для «особых» соотечественников», – уверена директор московского музея Алла Огаркова.

 За год здесь бывает около двух тысяч посетителей. Музей носит имя Б. В. Зимина (1911–2008). В течение 28 лет, с 1958 по 1986 год, он возглавлял Всероссийское общество слепых. Когда началась Великая Отечественная война, Борис Зимин, студент Московского высшего технического училища имени Баумана, ушел на фронт добровольцем. В декабре 1943 года получил тяжелое ранение в бою и потерял зрение. После долгого лечения в госпитале стал работать в Центральном правлении ВОС.

От печатных машинок до скульптурных портретов

Общая площадь музея – 530 кв. метров. Зрителям предлагается посетить четыре зала. Первый посвящен истории общественного движения слепых с середины XIX века до наших дней. Особое внимание уделяется воинам, потерявшим зрение на полях сражений Великой Отечественной войны. Представлены их боевые награды, письма с фронта, личные вещи – блокноты, портсигары, походные сумки, обмундирование.

Также здесь находятся образцы продукции, которую выпускают предприятия Общества слепых в настоящее время – радиоэлектронное оборудование, детали для автомобильной промышленности, изделия из пластмассы, различные кисти и щетки…

Лина По. Автопортрет. Бронза. 1940 год. Фото из архива Центрального музея ВОС им. Б. В. ЗиминаВо втором зале можно познакомиться со специальными приспособлениями, облегчающими жизнь инвалидов по зрению. Это различные бытовые приборы – «говорящие» весы, кувшины, определители цветов, дозаторы.

Привлекают внимание многочисленные печатные машинки для незрячих. Разумеется, присутствует и современная компьютерная техника – дисплеи и принтеры, отображающие информацию рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом.

Третий зал посвящен паралимпийскому движению, успехам незрячих в физической культуре и спорте, а также в литературе и художественном творчестве. Четвертый зал занимают скульптурные работы Лины По. Под этим псевдонимом выступала Полина Горенштейн (1899–1948). Она потеряла зрение в 1934 году, но продолжила создавать удивительные скульптуры.

Интерактивная экскурсия

«Мы уделяем большое внимание работе со школьниками и студентами, – рассказывает директор музея. – Для них разработана специальная интерактивная экскурсия «Тифлоприборы и тифлопособия: трогать нужно!» Во время этой экскурсии зрячие посетители пробуют написать несколько слов рельефно-точечным шрифтом с помощью прибора для письма по Брайлю и грифеля. Они на практике знакомятся с работой специальных печатных машинок для слепых, особых компьютерных мониторов и принтеров… Кроме того, мы рассказываем о пространственной ориентировке с использованием GPS-навигаторов».

 Создателем рельефно-точечного шрифта стал незрячий французский педагог и просветитель Луи Брайль (1809–1852). С помощью всевозможных комбинаций из шести точек, расположенных в два столбца, по три в каждом, можно обозначить любую букву, цифру, знак препинания, математические, физические, химические и нотные символы. Например, для обозначения русской буквы «А» нам понадобится всего одна выпуклая точка. Для буквы «Б» – два пупырышка, «В» – четыре выпуклые точки, «Г» – тоже четыре выпуклые точки, но они расположены по-другому…

 Используется специальный «прибор для письма по Брайлю». Это железная доска с крышкой, в которой имеются прямоугольные окошечки, а на железной доске каждому окошечку соответствует по шесть углублений. В этот трафарет вставляют особую плотную бумагу. Пишут слепые не ручкой и не карандашом, а «грифелем» – тупым шилом с ручкой. Грифель нажимает на бумагу, но не продавливает ее. На обратной стороне листа образуются пупырышки, осязаемые точки.

Компьютерные мониторы для слепых не имеют ничего общего с привычными для нас приспособлениями. Картинок они не показывают. Брайлевский дисплей – это небольшая прямоугольная пластина, на которой расположены подвижные пластмассовые колпачки. С помощью этих колпачков текстовая информация «выстукивается» на подушечках пальцев незрячего человека.

Незрячий скульптор Олег Зиновьев за работойУбежать от гнетущей темноты

Украшением Народного музея Санкт-Петербургской региональной организации ВОС стали произведения незрячего скульптора Олега Зиновьева. Среди инвалидов по зрению он известен не только как художник, но и как спортсмен. «Никогда не сдавайся, незрячий бегун!» – эта оптимистичная надпись украшает его спортивную майку.

Еще несколько лет назад Зиновьев принимал участие в марафонских забегах. Сейчас в свои семьдесят семь лет он успешно участвует в забегах на пять километров. «Я бегаю в тандеме со зрячими друзьями, привязывая себя к ним веревочкой. Тренируюсь на домашней беговой дорожке. Бегаю за велосипедом своей внучки… Для меня это возможность убежать от депрессии, от гнетущей темноты», – поясняет Олег Ефимович.

Радоваться каждому дню

Яркостью красок и декоративной выразительностью отличаются представленные в петербургском музее «вязаные картины» Татьяны Семеновой. По профессии она преподаватель русского языка и литературы. В 2006 году после тяжелой болезни потеряла зрение. Свои работы Татьяна создает с помощью шерстяных петель различной длины. Она вяжет и спицами, и крючком.

Татьяна Семенова (вторая справа) проводит мастер-класс

«Слепота стала тяжелым испытанием. Но одновременно она научила меня ценить жизнь, ценить то, что имеешь, радоваться каждому дню. Я ослепла, чтобы прозреть, чтобы по-новому увидеть мир», – поделилась своими мыслями Татьяна Семенова.

Илья Бруштейн

Фотографии автора и из архива
Центрального музея ВОС им. Б.В. Зимина

Добавить комментарий

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

     


Защитный код
Обновить

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 44 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
289685