Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (28 Голосов)
Размер текста

Мини-музей в детском саду

Зюзюкина Т.А.,

воспитатель МБДОУ № 84 г. Тулы

Мини-музей "Куклы наших бабушек"

 

Мини-музей  в  нашем детском саду был создан на основании  Постановления администрации   г. Тулы от 26 января 2004 г. за номером 111 «О состоянии дошкольного образования в г. Туле в части развития музейного дела в МДОУ и в целях комплексного решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

 

Цель создания музея – познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение художественный вкус.

В МБДОУ утверждено:

  • «Положение о мини-музее»;
  • «Положение о совете мини-музея»;
  • план работы;
  • график посещения;
  • паспорт мини-музея.

Существует и ведется:

  • инвентарная книга основного фонда;
  • книга учета научно-вспомогательного фонда;
  • журнал учета посещения мини-музея;
  • книга отзывов о работе мини-музея.

Но документы документами, а должна быть заинтересованность. И вот человеком, который заинтересовал меня этим кукольным делом, стала заведующая Васютина Людмила Леонидовна – новый человек в нашем коллективе. На тот момент она как-то сразу нашла в каждом из нас ту изюминку, которую мы в себе и не замечали. Одна простая фраза: «А не хотите ли посмотреть эту книгу, может быть она вас заинтересует?». Это была книга об организации мини-музеев в детском саду. И все. Так организация мини-музея решилась сама собой. Уголок для мини-музея был отведен в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

В начале работы было просто интересно сделать одну куклу, потом другую. Но все это было одномоментно. Но в любой работе должна быть система. И тогда я решила взять за основу историю создания семьи, в которой был свой уклад, где всегда слушали и уважали мать и отца, почитали дедушку и бабушку, заботились о младших братьях и сестрах. Так в мини музее появились первые куклы-обереги. В свое время в семье их насчитывалось до ста штук. Первая кукла в жизни ребенка – это Кувадка. Эту куклу делали за два дня до родов. Наши предки считали новорожденных и беременных женщин самыми незащищенными и поэтому развешивали по стенам этих кукол. Считалось, что весь негатив они брали на себя. Но затем это потеряло смысл и за две недели до рождения ребенка в колыбель стали класть куклу, чтобы она была обжитой, чтобы положить ребенка в теплую кровать.

Следующей куклой делали Кормилку. Эта кукла оберегала ребенка до самой свадьбы. По этой кукле замечали вырос ли ребенок или нет. Мать подглядывала за сыном и если видела, что он поднимает край юбки у куклы, то пора засылать сватов. А если девочка садилась сама шить себе приданое, а было это уже в десять лет, то на окно выставляли куклу и уже можно было засылать сватов. Для того чтобы удачно выйти замуж на девичниках делали куклу Семья. Делали ее для того, чтобы удачно выйти замуж, чтобы семья была дружная, богатая и крепкая. Основание, на котором и держится вся кукла, это отец, затем – сама мать, а на руках у нее пятеро детей. Вот вам и семья.

Дальше по хронологии идут куклы Неразлучники, которые делала свекровь. Затем, когда рождались дети, навешивали на общую руку фигурки из ниток Чем больше детей, тем дальше мать от отца. А когда появлялись дети, то появлялась и кукла Кубышка-травница. Набивалась она различными травами. Малыш с ней играет и к нему сон приходит или кашель и насморк проходит, в зависимости от того какой травой она набивается.

После сбора урожая делали куклу Крупеничку, мешочек внутри которой набивался различной крупой. Эта кукла оберегала достаток в семье. Эту куклу давали играть детям, чтобы зерно наполнялось детским теплом и добротой, его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.

Куклу с красным лицом вешали в доме напротив двери, чтобы она отгоняла от дома весь негатив. А в мешочке у нее было три вещи: лекарственная трава, чтобы все были здоровы, зерно для достатка и непряденая шерсть для тепла и уюта.

Еще одна парная кукла Неразлучники. Это свадебная кукла. Она вставлялась в свадебный пирог. Когда две семьи отведают от одного пирога, они образуют общий род. Еще эта кукла называлась Роща и делалась она девушками на Красную горку и хранилась до замужества.

Куклы, в которые играл ребенок, учили его жизни. Наши предки не были учеными, но они были очень мудрыми. Вот Зайчик-на-пальчик. Казалось бы все просто, но ребенок уже с ней играет, работает пальчиками, водит ее, сам себя развлекает. Даже сейчас неврологи смотрят, как ребенок сжимает кулачок. Если ребенок прячет палец внутрь, это считается слабым мышечным тонусом. Наши предки не знали таких слов, а просто понимали, что такое положение может помешать освоению ремесел и надевали зайчика на мизинец. Малыш рефлекторно сжимал кулачок, а вот большой палец остается сверху, ему некуда деваться. Когда девочки подрастали, им давали кукол Хороводниц на палочках. Они их крутили и развивали одновременно две руки. Это было нужно для того, чтобы когда они за прялку сядут, одной рукой веретено крутить, а другой пряжу скручивать. У мальчиков тоже было по две куклы, но только бойцовые. Это им было нужно для того, чтобы отцу помогать лапти плести. Если у них не получалось узлы завязывать, то ему говорили, что он должен еще в куклы играть, то есть тренироваться.

Кукла-перевертыш Девка-Баба показывала все жизненные контрасты. Вот она девка нарядная с косой. И в одночасье жизнь переворачивается. Она замужем, платье темнее, на посиделки не пойдешь, чтобы для девочки это не было шоком. Ведь замуж выходили рано – в 12-14 лет. Таким образом, мама старалась подготовить дочь к замужеству.

В нашем мини-музее мы с детьми изготавливаем игровых кукол из различных материалов. Когда дети работают над их изготовлением, у них развивается пространственное воображение, творческие способности, прекрасно корректируются недостатки памяти и внимания, дети учатся сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, развиваются тактильные ощущения. Знакомя детей с предметами быта (столовой и кухонной посудой), мы можем изготовить кукол на деревянной ложке. Знакомя с назначением чугуна, мы показываем детям куклу Помощницу. При помощи этой куклы можно научить ребенка варить кашу:

По пол-крупички,
По шейку водички,
По головку каши,
Вот тебе дочка и подружка и советчица.

Знакомя с печью можно показать, как из чурбачков можно изготовить кукол-пеленашек. Показывая, как работает прялка, мастерим кукол из остатков шерсти.

При изготовлении кукол у детей развивается мелкая моторика, ведь она связана с развитием мышления, при этом еще и происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребенок играет с ней, выполняя различные социальные роли. Застенчивый ребенок, комплексующий, часто в игре заменяет куклой себя. Таким образом наши куклы выполняют коррекционные функции, у детей развивается нестандартное мышление.

Мы всегда охотно откликаемся на просьбы провести мастер-класс не толь у нас в дошкольном учреждении. Мы проводили их в Тульском зооэкзотариуме, на городском педсовете для заведующих Зареченского района, в воскресной школе при храме Дмитрия Солунского. В нашем мини-музее проводят занятия и студенты.

Все, чем я с вами поделилась, происходило в прошлом и продолжается в настоящее время. Но необходимо планировать и работу в будущем. Хотелось бы создать методическое пособие по изготовлению кукол нашего мини-музея, собрать библиотеку книг по данной теме, проводить больше мастер-классов вне стен дошкольного учреждения, чтобы заинтересовать большее количество людей этой необыкновенной игрушкой.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя и является частью культуры, всего человечества. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом и есть главная ценность традиционной народной куклы.

Чем дальше в будущее входим,
Тем дольше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
 
Мини-музей "Куклы наших бабушек"Мини-музей "Куклы наших бабушек"
 
Мини-музей "Куклы наших бабушек"Мини-музей "Куклы наших бабушек"
 
Мини-музей "Куклы наших бабушек"Мини-музей "Куклы наших бабушек"
 
 
Мини-музей "Куклы наших бабушек"Мини-музей "Куклы наших бабушек"
 
Мини-музей "Куклы наших бабушек"Мини-музей "Куклы наших бабушек"
 
 
 
 

Добавить комментарий

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

     


Защитный код
Обновить

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 28 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
287368