Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.94 (8 Голосов)
Размер текста

Музейная педагогика как средство социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями

Необходимость особого отношения к «особым» детям, к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали её по-разному.

Почему появляются такие дети? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и как? Такие вопросы стояли всегда.

За сменой времён и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаём «особого» ребёнка равным себе, на каком-то уровне столь же совершенным, либо мы не готовы принять его как равного.

В зависимости от того, какой подход в обществе, так и будет складываться жизнь «особого» ребёнка и его близких.

В российском образовании устойчивые позиции занимают интеграция и инклюзивное образование.

Интеграция – это взаимная адаптация «особого» человека и общества друг к другу. Это процесс принятия «особого» ребёнка как личности в образовательное пространство.

Шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому что ему не выжить без них – в этом суть интеграции.

Инклюзия – это не только признание «особыми» детьми права на образование, но выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Цель инклюзивного образования – найти такие методы и подходы в обучении детей с ООП, которые позволили бы ему успешно развиваться, а в дальнейшем адаптироваться в общество.

В 1996 году в нашей школе впервые был открыт класс для детей с РДА.

Про интеграцию тогда только начинали говорить, про инклюзию даже не говорили. Мы не только не понимали чему и как учить этих детей, но и про аутизм вообще мало слышали. Но, тем не менее, понимали, что раз дети пришли, надо хотя бы постараться их понять.

Проявления РДА очень разнообразны, однако, главным является выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в общении с другими людьми, отгороженность от внешнего мира, страх перед всем новым, перед любыми переменами.

Наблюдения за детьми, общение с их родителями, определение критериев обучения и воспитания «особых» детей показало, что надо не только пересмотреть известные, привычные методы работы, но и придумывать и применять совершенно другие подходы в обучении и воспитании.

Через некоторое время, когда был создан устойчивый учебный стереотип занятий и с ребятами установлен положительный эмоциональный контакт, встал вопрос: «А что мы всё-таки сами хотим в результате обучения? Для чего детям эти навыки, которые они приобретают в школе?».

Постепенно приходило понимание, что надо не только научить их читать и писать, но и сделать всё возможное, чтобы они смогли, каждый в меру своих особенностей и возможностей, адаптироваться в обществе, найти своё место в социуме.

Инклюзия – это не только обучение каждого ребёнка, учитывая его психо-физические возможности. Это ещё и возможность для духовного развития ребёнка, где основой является нравственное воспитание. Поэтому, музеи должны стать тем местом, в котором ребёнок с ООП получает духовное развитие, получает духовное питание. А духовное развитие не тождественно интеллектуальному.

Отечественный философ Н.Ф. Федоров в работе «Музей, его смысл и назначение» (Федоров Н.Ф., 1982; 1995) назвал музей «высшим учреждением единства» и говорил о его «душеобразовательном» назначении.

«...Храня «память об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей и выполняет функцию образования души».

Как «важное образовательное учреждение» определял музей и музейный деятель рубежа веков М.В. Новорусский. Он впрямую связывал судьбу музеев с изменениями в системе образования.

Наши первые экскурсии в музеи носили спонтанный характер. Шли, что называется «от печки»: какая тема детей больше всего интересовала, в такой музей и шли. Часто ходили по рекомендации знакомых, родителей. Набирались опыта поведения в музее, учились слушать. Потом в классе не только анализировали увиденное и услышанное, но и учились отвечать на вопрос: «Для чего мы ходили? Что изменилось в нас самих? Хотелось бы ещё раз туда пойти?».

Так посещение музеев становилось привычным для детей. На вопрос: «Для чего мы туда ходим?» они отвечали: «Чтобы развиваться».

После посещения Третьяковской галереи, на вопрос: «Вам что-то дали или у вас взяли?», дети ответили: «Дали». «Чем же вы взяли, если в руках ничего нет?». Денис Д. ответил: «Душой».

Эти ребята уже окончили школу, потом колледжи, некоторые продолжают учиться в различных образовательных заведениях. Любят ходить в музеи.

Через некоторое время в школе открылся ещё класс для детей с РДА. Стало очевидным, что необходима специальная программа в музее для детей с ООП. Ведь для детей с ДЦП – строят подиумы, для детей с недостатками слуха – выдают специальные наушники.

Дети с ООП нуждаются в адаптированных экскурсиях, в музеях, где их встретит неравнодушный человек, помогающий увидеть связь времён, понять прошлое и осознать настоящее.

Музей «Огни Москвы» – первый музей, с которым наша школа установила по-настоящему партнёрские отношения, установила сотрудничество.

Перед первой экскурсией, за несколько месяцев, сотрудники музея взяли в школьной библиотеке специальную литературу по психологии детей с РДА и интеллектуальной недостаточностью.

По тому, какие вопросы они задавали учителям, стало понятно, что эти книги они на самом деле прочитали, что они на самом деле захотели лучше узнать и понять таких «особых» детей, чтобы сделать свои экскурсии по – настоящему познавательными, интересными.

Постепенно приходило понимание, что экскурсия для детей с ООП начинается ещё в школе.

Осознание происходящего – единственное условие активности психических процессов детей с РДА. Для этого:

– учитель эмоционально настраивает детей на экскурсию, подготавливая таким образом их на встречу с новым человеком, снимая тревожность и волнение перед новым, неизвестным;

– повторяет предыдущий материал (куда мы ходили, кто нас встречал, что показывали, о чём рассказывали и т.д.), используя индивидуальный «Музейный альбом» – активизирует процессы памяти.

Основным здесь является взаимодействие с человеком (экскурсоводом) и то состояние радости, которое было при посещении музея.

«Кто вас встретил? О чём рассказывала? Она знает очень много интересного, сегодня она вас ждёт, чтобы рассказать о... С ней всегда интересно, она много знает, ей хочется поделиться с другими».

Музейный работник (экскурсовод) – должен понимать какие дети пришли к нему, чтобы в доступной для них форме рассказать нужное им, в каком объёме и для чего.

Экскурсовод – проводник, соединяющий посетителя и искусство. Что проводит через себя человек, тем и наполняет, питает, воспитывает ребёнка. От него зависит, как пройдёт эта встреча, захочется ли прийти сюда ещё раз, что останется в памяти ребёнка, в каком состоянии он уйдёт из музея.

Возможности восприятия возрастают, если экскурсовод не только показывает и рассказывает, но и даёт ребёнку потрогать, попробовать, т.е. задействует большее количество анализаторов ребёнка.

Тогда посещение музея становится не формальным. Тогда экскурсовода дети воспринимают не как «тётеньку с указкой», а как интересного собеседника.

Посещение музея становится мероприятием – мерой приятного общения, взаимодействия.

Систематические мероприятия становятся событиями в жизни ребёнка, т.к. его осмысленное участие возрастает.

И тогда событие входит в СО – БЫТИЁ, постепенно становится естественным фоном жизни ребёнка с ООП.

В результате совместной деятельности педагогов школы № 359 и сотрудников музея «Огни Москвы» был создан Проект «СВЕТлое детство».

В нём рассказывается, каким образом создать особые условия для «особых» детей в музее.

Проект «СВЕТлое детство» прошёл апробацию в 2008-2009, 2009-2010 уч.году. Стал победителем V Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющимся мире» в номинации «Социально-ориентированные музейные проекты». Конкурс проводит Благотворительный фонд В.Потанина совместно с Министерством культуры Российской Федерации и при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры.

В течение учебного года Музей проводит до 50 экскурсий и интерактивных занятий для всех учеников СКОШ №359, расположенной по соседству с музеем.

По итогам проделанной работы было разработано методическое пособие для музеев по работе с детьми с ООП. Подробное описание методического пособия напечатано в журнале «Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами», М.,2009.

2009 год объявлен Годом равных возможностей. И от нас, взрослых, зависит, насколько будут реализованы эти возможности, насколько мы готовы принять их, таких «особых».

Экскурсовод – это хозяин, ребёнок – самый дорогой гость, потому что впереди у него дорога его жизни, от качества таких встреч зависит качество дороги его жизни, на что он будет сориентирован. Тогда будет не только год, а Жизнь равных возможностей.

Мы на это очень надеемся.

Ирина Валентиновна Калинина,
учитель-дефектолог высшей категории
ГОУ СКОШ № 359, г. Москва

 

Методическое пособие для музеев по работе с детьми с ООП здесь

По материалам сайта Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения

Добавить комментарий

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

     


Защитный код
Обновить

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 32 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
289676