Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (26 Голосов)
Размер текста

 Музей как ресурс культурного самоопределения школьника

 

Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 2. - С. 42-44.

Музей «Школа на Старой Басманной» центра образования № 1480 Центрального округа города Москвы, с богатой историей и сложившимися традициями, представляет документы и материалы, уникальные фотографии из 132-летней истории любимой школы, ее учителей и выпускников, которые составляют гордость не только Москвы, но и России.

 

Школьный музей имеет огромный материал и с успехом применяет его при решении задач, поставленных перед педагогикой. А главное – школьный музей продуктивно работает и приносит большую пользу в вос­питании патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.

В центре образования № 1480 музей – это центр учебно-воспитательной и музейно-педагогической работы.

В работе музея несколько направлений: работа с фондами, исследовательская, культурно-просветительская и оформительская деятельность.

В нашей школе музей является одним из приоритетных направлений и располагает различными формами работы:

  • уроки-экскурсии для учащихся;
  • научно-исследовательская и проектная работа учащихся, связанная с деятельностью музея;
  • презентация экспозиций и новых экспонатов;
  • встречи с ветеранами педагогического труда, выпускниками школы;
  • научно-практические конференции;
  • видеофильмы, арт-проекты, компьютерные презентации и др.

Наш музей – это не кабинет для демонстрации экспонатов. Наш музей – мощное средство для чувственного и интеллектуального опыта ребят. Из отзывов выпускников-участников музея: «Музей для нас – место общения, там мы мечтали, спорили, работали. Интерес к поисковой работе был большой! Очень хотелось проследить судьбу наших учителей, погибших в годы войны. Работа в музее помогла нам с большим уважением относиться к людям, ценить жизнь, гордиться своей школой!», – Андреева Ирина.

Если посмотреть на музей в ретроспективе, можем сказать, что его сущностные основы сегодня изменились. И это связано, в первую очередь, с изменением трансформации социума. Современный этап развития общества характеризуется доминированием теле-, видео-, компьютерных технологий. Их стремительное развитие воспринимается как появление обездушенных сил информационного общества, превращающих человека в придаток машины. Информационно-компьютерный способ общения и виртуальное бытие становятся важнее непосредственно-личностного общения и реальности как таковой. Если несколько десятилетий назад осуществлялось приспособление техники к человеку, то в современном мире «техника привязывает человека к постоянно совершенствующимся и жестко детерминированным производственно-экономическими факторами технологиям, толкает к созданию некой «новой» духовности и системы на информационной основе» (5).

В этих условиях музей необходим обществу (тем более формирующейся личности школьника) как критерий осознания места культуры в жизни.

На сегодняшний день существует более трехсот определений, отражающих содержание понятия «культура». Наибольшее бес­покойство в этих определениях вызывает смешение понятий культуры и цивилизации. «Цивилизация – синоним культуры, – говорится в философском энциклопедическом словаре, изданном в Москве в 1983 году, – уровень, ступень, общественного развития материальной и духовной культуры» (6). «При этом упускается из вида даже то, что латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданское, общественное строение жизни» (4).

«В более глубоком смысле – культура вечна. Античная культура пала и как бы умерла. Но она продолжает жить в нас как глубокое наслоение нашего существа. В эпоху цивили­зации культура продолжает жить в качествах, а не в количествах, она уходит в глубину» (1). «И если культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связаны между собой, имеют различные ис­точники возникновения и содержат в себе различный смысл своего существования и назначения» (8).

Одно из наиболее полных и емких определений «самоопределение», на которое мы будем опираться, дается во «Всемирной энциклопедии». «Самоопределение (англ. Self- determination) – процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы».

Тогда, что же такое «культурное самоопределение» школьника? Это синергетический процесс духовной самореализации в самоорганизующемся культурном поле. Одним из ключевых элементов культурного поля является музейная среда. «Ценность музейной среды, в которой социокультурный опыт актуализируется благодаря возможности общения с подлинником, представляющим собой культурную целостность, находящуюся в художественно-временной ситуации экспозиционного пространства» (7). «Музейное пространство в сжатом виде отражает генезис человеческого познания и преобразования мира и себя, тем самым вечную пробле­матику человечества. В этом органичность музейной среды для ребенка, воспроизводящего в своем индивидуальном становлении исторический путь человечества» (7). Музей способен дать вектор, направление развития индивидуума в культурной среде, превраща­ясь «... из резервуара культурного наследия в подлинную институцию культуры» (7).

Литература

  1.  Бердяев Н.А Смысл истории. М., 1990.
  2.  Всемирная  энциклопедия:  Философия /Главный  научный  редактор  и  составитель       А.А. Грицанов  - М:. ACT, Мн:. Харвест, Со­временный литератор, 2001.
  3.  Кутырев А.В. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  4.  Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М:. МЦР,1994.
  5.  Столяров Б.А.  Музейная педагогика.  История,  теория,  практика: Учеб. пособие М:. высш. школа, 2004.
  6.  Философский энциклопедический словарь, М., 1983.
  7.  Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 1989.
  8.  Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции. Н.К. Рерих Культура и цивилизация М:. МЦР, 1994.

 

Иванова Е.И., директор ГБОУ ЦО № 1480,
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, г. Москва
Журавлев А.Н., учитель информатики
ГБОУ ЦО № 1480, г. Москва

 

Добавить комментарий

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

     


Защитный код
Обновить

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 22 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
289669