Проект Тульской областной библиотеки для слепых Музей у Вас дома

Аудиоэкскурсии

Демидовы в истории России

Музей М. Булгакова "Нехорошая квартира"

Ефремовский Дом-Музей И.А. Бунина

Тульское наследие Демидовых


 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)
Размер текста

Русские идут

 

2017 год юбилейный – мы отмечаем 205-летие Отечественной войны 1812 г. Именно этой дате и посвящена выставка «Русские идут», которая открылась 12 мая 2017 г. в Историко-мемориальном музее Демидовых. Помимо прочих гостей, на открытии присутствовали сотрудники Тульской областной специальной библиотеки для слепых, которая является давним партнером музея.

Выставка рассказывает об участии в этой войне представителей знаменитого дворянского рода Демидовых.

 Демидовы – успешные предприниматели и заводчики, – герои Отечественной войны 1812 г., участники Бородинского сражения, они получили ордена и медали за боевые заслуги и навсегда вошли в историю славных подвигов Отечественной войны 1812 г.

Николай Никитич Демидов – внук знаменитого уральского заводчика Акинфия Демидова, принадлежал к числу богатейших людей России. Флигель-адъютант кн. Потемкина, тайный советник, владелец Нижнетагильских заводов. Он не остался в стороне, когда над страной нависла страшная угроза. В 1812 г. 12 июля после молебна в Московском успенском соборе, в присутствии государя, Николай Никитич торжественно обязался собрать на свои средства полк. Вскоре полк был сформирован и назывался 1-й егерский Демидовский полк, который входил в состав Московского ополчения. Указом Александра I от 8 августа 1812 г. Николай Никитич Демидов был назначен шефом своего полка: «…тайному же советнику Демидову…во уважение того что собственным своим иждивением формируют полки, всемилостивейше повелеваю именоваться шефами сих формируемых ими полков». Вместе со своим 14- летним сыном Павлом Николай Никитич  участвовал в Бородинском сражении.  Известно, что полк сражался при Утицком кургане (деревня Утица располагалась  на юго-западе от с. Бородино). После Бородинской битвы 1-ый егерский полк, как и все Московское ополчение, был распределен между 1-ой и 2-ой западными армиями, т.е.  ополченцы вошли в состав регулярных войск. 30 марта 1813 г. По высочайшему повелению московские ополченцы были распущены.

В  докладе  Кутузова о награждении участников сражения при Бородине мы встречаем упоминание и о Демидовском полке, и о самом Демидове, который «…до самого назначения сего полка в армию показал себя самым деятельным и исправным начальством». В представлении к наградам указывается: «тайный советник ордена Иоанна Иерусалимского командор Демидов, в сражениях 26-го августа командуя 1-м егерским полком, 6 и 12 октября и 5 ноября находясь при генерале бароне Беннигсене, оказал примерную храбрость». Николай Никитич был награжден орденами Святой Анны I степени и святого Владимира III степени.

Кроме рассказа об участии представителей династии Демидовых в Отечественной войне 1812 года, музей подготовил экспозицию современных копий медальонов Ф.П. Толстого на темы войны с наполеоновской Францией.

Граф Фёдор Петрович Толстой (1783-1873), русский живописец, медальер, скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, состоявший в родстве с А.К. Толстым и Л.Н. Толстым.

После победы России в Отечественной войне 1812 года им были созданы медальоны с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг. – серия из 20 рельефов в духе классицизма. Серия была начата в 1814, а закончена в 1836 году. Медальоны пользовались большой популярностью, принеся своему автору широкую известность. Принято считать, что этот цикл – лучшее произведение русского медальерного искусства XIX века. Работа над медальонами длилась более 20 лет, причем не по государственному заказу, а по собственной инициативе Ф.П. Толстого.

В июне 1816 года Толстой обратился к Александру Семёновичу Шишкову (1754-1841), президенту Академии наук, показав ему уже изготовленную медаль «Родомысл» и рассказав о своём желании сделать ещё 19 подобных медалей. Рисунки были уже готовы. Комиссия академии утвердила проект медалей, выделила для них средства. Аверс у всех медалей должен был быть единый – с изображением Александра-Родомысла. В 1818 году в Петербурге была отпечатана книга с гравюрами проектируемых медалей. Гравюры были выполнены мастером Николаем Ивановичем Уткиным.

Популярность медалей Ф.П. Толстого, посвящённых Отечественной войне 1812 года, была велика и сохранялась на протяжении долгого времени. К памятным датам событий войны их воспроизводили в самых различных материалах – гипсе, бронзе, меди, фарфоре, стекле. Появление этих медалей стало большим событием в художественном мире Европы. Толстой был избран членом Венской и Прусской Академий художеств. На Всемирной Лондонской выставке он получил медаль.

Представляем описание медальонов Ф.П. Толстого, копии которых можно увидеть на выставке в музее Демидовых.

«Родомысл девятого на десять века». 

 Аверс прочих медалей. На щите изображена сцена битвы под Лейпцигом. Александр I изображен в военном древнеславянском костюме в виде славянского божества войны Родомысла.

 «Трехдневный бой при Красном». Сражение под Красным (3-6 ноября 1812)

Российский воин, в праведном гневе своем за нанесение толиких зол отечеству его, рассеивает, карает противные силы. В левой руке держит он исторгнутые им у неприятелей мечи. Правою рукою разит бегущего с ужасом и злобою врага, тщетно щитом своим от него заслоняющегося. Позади его видны падшие на колени пленники. У ног его лежат трупы; шлемы и жезл предводительствовавшего неприятельскими войсками Маршала Даву.

 «Сражение на высотах Кацбахских»

Два ополченные воина, Россиянин и Пруссак, первый в одежде Славянина, второй в броне древнего Германского рыцарства, поправ неприятелей, текут по трупам их дружно к новым подвигам и победам.

«На переход за Рейн»

Российский воин с подъятым к небу мечом, призывая в помощь Бога, взирающего на чистоту намерений, переступает твердою ногою с одного берега Рейна на другой. Река сия изображена текущею из урны, обвитой лозою винограда, в знак главнейшего произрастения на берегах оной.

 «Сражение при Бриенне»   (29 января 1814)

Поверженный к ногам Русского воина неприятель закрывает себя щитом от наносимых ему ударов. На щите его в виде женщины изображен город Бриена или самая Франция, воспитывающая Дракона. Победоносный воин прободает копием своим сего угнездившегося в ней змия, да разрушением силы и власти его освободит от него Францию.

 «Бой при Арсис-сюр-Об»    Сражение при Арси-сюр-Обе (20—21 марта 1814)

Русский воин в образе Геркулеса, не видя конца вражде и зломыслию стоглавой беспрестанно возраждающейся в силах своих гидры, отброся в нетерпении меч свой и копие, берет палицу и мощными руками поражает всеобщего врага, тщетно силящегося восстать и бесполезно подставляющего под удары его хрупкий свой щит.

Для Толстого характерно очень тонкое чувство скульптурного объема на плоскости. Художник дает почувствовать трехмерность фигуры, её объемность, оперируя художественными средствами рельефа при строгом сохранении архитектоники медали. Своеобразие медальерного искусства Ф. Толстого заключается в сложном органическом сочетании монументальности, образности, простоты изображения с жизненной правдивостью образа, целостностью мировосприятия. Творчество Федора Толстого определило целую эпоху в развитии русского медальерного искусства периода классицизма и наметило путь развития реализма в русской медали.

Выставка «Русские идут» в Историко-мемориальном музее Демидовых продолжит работу по 14 июня 2017 года .

Материал предоставлен В.В. Киндышевой,. и.о. зав. филиалом музея.

 

 

 

Добавить комментарий

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

     


Защитный код
Обновить

Год экологии в России 2017

Поиск по сайту

Перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Кто на сайте?

Сейчас 34 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Статистика

Количество просмотров материалов
299704